Олег Герасимов (olgrs) wrote,
Олег Герасимов
olgrs

Въ защиту зданiя Никольскаго рынка

Архитектурный мотив
       Угроза реконструкцiи нависла надъ стариннымъ зданiемъ Никольскаго рынка. Само слово «реконструкцiя» не должно вводить въ заблужденiе: оно означаетъ не ремонтъ и реставрацiю, а грубый (по-другому невыгодно) сносъ памятника XVIII вѣка и строительство на его мѣстѣ современнаго зданiя, лишь оформленiемъ фасадовъ (и, возможно, отдѣльными сохраненными фрагментами, [1]) призваннаго напоминать объ архитектурномъ обликѣ прежняго.
       Спроектирована гостиница съ подземной автостоянкой и, конечно же, съ «парящей надъ городомъ» стеклянной надстройкой – непремѣнной въ подобныхъ случаяхъ «печатью» дьявола, мѣтящаго свои владѣнiя.
       Довольно много уже высказано на эту тему въ интернетѣ, опубликовано протестное письмо видныхъ дѣятелей культуры [2], прошла радiопередача [3], и такъ далѣе.
       Если вы живете далеко отъ центра Петербурга и не помните, какъ выглядитъ зданiе, потеря котораго грозитъ вамъ и вашимъ дѣтямъ, слѣдуетъ срочно восполнить этотъ пробѣлъ. Я съѣздилъ туда три раза и сдѣлалъ фотографiи. Онѣ предлагаются вашему вниманiю ниже.

       

Никольский рынок и колокольня
       Стройная колокольня Никольскаго собора и протяженное (занимаетъ цѣлый кварталъ) зданiе рынка – ансамбль, вдохновлявшiй не одно поколѣнiе художниковъ.
       Соборъ старше, онъ построенъ еще при Елисаветѣ Петровнѣ, архитекторъ Савва Чевакинскiй. Авторъ зданiя рынка, открывшагося въ 1789 году, не установленъ.

Видъ Никольскаго собора, акв. Патерсена
       Эта акварель Б.Патерсена, 1800 года [4], въ нѣкоторыхъ каталогахъ [5] значится какъ «видъ Никольскаго собора». Но посмотрите: развѣ соборъ здѣсь – «главный герой», смысловой центръ композицiи? Никакъ нѣтъ. Онъ, въ лучшемъ случаѣ, «первая скрипка» того стройнаго ансамбля, гармонiю котораго постарался запечатлѣть для насъ художникъ. И зданiе, показанное справа, какъ мы видимъ, играетъ въ этомъ ансамблѣ важнѣйшую партiю...
Коломна
       Неотъемлемой частью ансамбля являются и двухэтажные домики, тоже XVIII столѣтiя, на противоположномъ берегу Крюкова канала.
       Каналъ, прорытый подрядчикомъ Крюковымъ въ 1782–1787 годахъ, отдѣляетъ Спасскiй и Казанскiй острова отъ Коломны – стариннаго петербургскаго района, пронизаннаго мистикой и неизмѣнно влекущаго къ себѣ людей тонкой душевной чувствительности.

Никольский рынок
       Видъ на Никольскiй рынокъ со стороны Коломны.
       Собственно, рынка здѣсь нѣтъ, и когда его закрыли, никто не помнитъ. Гораздо болѣе намъ памятенъ заводъ «Металлопосуда» [6] – еще недавно тутъ производились эмалированныя кастрюли съ крышками и ковшики. Въ XXI вѣкѣ и они стали не нужны.

Никольский рынок
       Видъ со стороны Никольскаго переулка [7].

       24 сентября 2011 г. у стѣнъ зданiя Никольскаго рынка прошла экскурсiя, призванная привлечь общественное вниманiе къ угрозѣ потери этого объекта, якобы охраняемаго государствомъ. Собралось нѣсколько десятковъ человѣкъ.

Алексей Ерофеев
       Алексѣй Ероѳѣевъ, блестяще выступившiй въ роли экскурсовода, указалъ прежде всего на феноменальную сохранность духа старины, по сей день ощущаемаго возлѣ перекрестка Крюкова канала и канала Грибоѣдова.
Красногвардейский мост
       Не слѣдуетъ, однако, думать, что здѣсь ничего не строилось съ екатерининскихъ временъ.
       Напримѣръ, пѣшеходный Красногвардейскiй мостъ черезъ каналъ Грибоѣдова существуетъ немногимъ болѣе полувѣка, но онъ настолько органично вписался въ ансамбль, что даже разбирающiеся въ искусствѣ люди, случается, принимаютъ его за старинный. Извѣстные совѣтскiе кинорежиссеры снимали здѣсь эпизоды историческихъ фильмовъ – они не догадывались, что въ царское время тутъ не было никакого моста!
Никольский рынок и школа
Щепяной ряд
Прежде на этомъ мѣстѣ былъ Щепяной рядъ.
Рисунокъ Евгенiя Лансере (cсылка на источникъ).
       Зданiе школы, появившееся возлѣ Никольскаго рынка при совѣтской власти, какъ говорится, «не украсило» собой районъ. Однако, его нейтрально-классическiй обликъ не вызываетъ у градозащитниковъ и особаго протеста.


       Кроме того, существуетъ множество примѣровъ успѣшнаго возстановленiя историческихъ зданiй нашего города – въ основномъ эти примѣры относятся къ концу 1940-хъ – началу 1950-хъ, – когда ихъ обликъ если и мѣнялся, то въ лучшую сторону (въ частности, А.Ероѳѣевъ напомнилъ собравшимся исторiю реконструкцiи Гостинаго двора). Наши недавние предки, заботливо восполнивъ множество утратъ и исправивъ массу стилистическихъ ошибокъ (иныя изъ которыхъ по современнымъ мѣркамъ уже кажутся невинными), доказали: сохраненiе полноцѣнной, вдохновляющей и убѣдительной городской среды – не утопiя и не исключительная привилегiя временъ давно минувшихъ. Оно есть не альтернатива прогрессу, а, напротивъ, – альтернатива регрессу, одичанiю и разложенiю.
       Развитiе и модернизацiя городской среды, то есть приспособленiе ея къ современнымъ потребностямъ жителей, могутъ и должны вестись съ учётомъ того факта, что для современнаго петербуржца духъ старины и есть первая потребность. Архаичное, и въ этомъ смыслѣ стилистически цѣльное визуальное пространство – «визитная карточка» Петербурга, основа нашего самосознанiя и единственная опора нашей творческой самобытности.
       Развѣ можетъ наше поколѣнiе, имѣющее въ своемъ распоряженiи весь опытъ предшествующихъ лѣтъ, вдругъ объявить сохраненiе старины «неприбыльнымъ» дѣломъ и отдать прекрасный, заповѣдный уголокъ родного города на растерзанiе напористымъ девелоперамъ-варварамъ?

       ...Оказывается, можетъ.

       Въ качествѣ примѣра того, какъ «убиваютъ» XVIII вѣкъ, А.Ероѳѣевъ привелъ это зданiе (фото справа; наб. Крюкова канала, 25), обезображенное мансардными этажами.
Здание с мансардными этажами
Окно
       Окошко Никольскаго рынка. Здѣсь, по счастiю, никто пока не додумался вставить металлопластиковый «стеклопакетъ», но стёкла побиты словно нарочно.

Состояние крыши
       Фасадъ со стороны Садовой улицы задрапированъ, оставлены только ворота, ведущiя во внутреннiй дворъ. Видна также кровля, состоянiе которой... тоже видно.
       Слѣдующiй кадръ также показываетъ крышу, вѣрнѣе, ея частичное отсутствiе. Зрѣлище не для слабонервныхъ.

Состояние крыши
       Война? Прямое попаданiе вражескаго снаряда? Нѣтъ, это всего лишь примѣръ состоянiя памятника въ такъ называемое «время расцвѣта и созиданiя Петербурга» [8].
       Показанная здѣсь дыра заснята также пользователемъ na6ludatelb,– очень эффектно, въ лучахъ лѣтняго заката.
       Однако, долго смаковать «негативъ» неприлично и вредно для здоровья, и для этого въ интернетѣ есть другiе журналы; давайте вернемся къ архитектурѣ.

Никольский рынок
       Классицизмъ сегодня разсматривается прогрессивными архитекторами какъ «альтернатива модернизму» [9], то есть тому «свободному», фантазiйному формотворчеству, которое служитъ суетнымъ цѣлямъ (напримѣръ, «поразить воображенiе» прiѣзжаго, доказать «всему мiру» раскомплексованность автора, продемонстрировать «современность мышленiя» заказчика и такъ далѣе). Модернизмъ, увы, уже основательно замусорилъ мiръ своими навязчивыми плодами. Причудливыя формы модернистскихъ построекъ, всѣхъ этихъ «джинджеръ-и-фредовъ», орiентированы на ротозѣевъ, мечущихся по мiру въ поискахъ острыхъ зрѣлищъ и мечтающихъ забыть на время отпуска тотъ прѣсный, безрадостный городъ, откуда они прiѣхали. Постройки классическаго стиля (въ сочетанiи съ постройками другихъ провѣренныхъ временемъ стилей), напротивъ, служатъ непосредственно жителямъ города [10], формируя собой комфортное, гармоничное и в то же время располагающее къ творческой дѣятельности пространство, изъ котораго и уѣзжать-то особенно незачѣмъ. И если онѣ, въ результатѣ, все равно удивляютъ, то именно своимъ соотвѣтствiемъ назначенiю.
       Памятники классицизма прежнихъ эпохъ сегодня незамѣнимы въ качествѣ полноразмѣрныхъ наглядныхъ пособiй для молодыхъ зодчихъ – строителей будущаго. Возстановленiемъ этихъ памятниковъ должны заниматься реставраторы. Ну а модернистовъ, которые пытаются эти памятники измѣнить, дополнить плодами своей фантазiи, надо попросту гнать подальше.

Почти открытка
       При соцiализмѣ Никольскiй рынокъ, очевидно, не входилъ въ реестръ рекомендованныхъ къ полиграфическому тиражированiю «открыточныхъ» памятниковъ, его изображенiй въ видовыхъ альбомахъ типа "Ленинград" (я пролисталъ ихъ довольно много) практически не найти. Дореволюцiонныя фотографiи встрѣчаются въ постперестроечныхъ изданiяхъ (сейчасъ продается даже цѣлый альбомъ «Рынки Петербурга»), но это скорѣе жанровыя сценки на фонѣ зданiя, нежели «портреты» его самого.
       Выручаетъ лишь спецiализированная монографiя "Памятники архитектуры Ленинграда" [11], откуда взяты показанный ниже общiй видъ (того, какъ видимъ, времени, когда по Садовой улицѣ ходили трамваи и ѣздили машины марки «побѣда»), планъ сооруженiя (по чертежу XIX вѣка) и цитата.

Вид от Старо-Никольского моста
План

      «Планировка и объемное решение (...) здания и обработка его фасадов решены по схеме, обычной для торговых рядов и гостиных дворов, строившихся в XVIII веке в русских городах.
      Никольский рынок отличается от особенно близкого к нему по своей архитектуре Андреевского рынка более тонкой прорисовкой архитектурных деталей (карнизов, импостов, архивольтов). Открытые аркады, опоясывающие всё здание, подчеркивают протяжённость фасадов, простота же и лаконизм архитектурных форм придают ему черты монументальности.»

Экскурсия
       Въ заключенiе экскурсанты прошли вдоль всего южнаго фасада зданiя. Въ разговорахъ звучали многочисленныя предложенiя по будущему его использованiю. Нѣкоторыя изъ этихъ предложенiй были навѣяны топонимикой: такъ, близость Кустарнаго переулка располагала къ мечтамъ о возрожденiи ремеселъ и другихъ формъ малаго предпринимательства. На тотъ же ладъ настраивало и столь прiятное русскому слуху названiе «Щепяной переулокъ» (напоминанiе о торговлѣ «щепеннымъ» товаромъ), и даже исторiя небольшого, но полезнаго завода «Металлопосуда». Гдѣ, какъ не здѣсь, поднимемъ мы знамя народнаго противодѣйствiя россiйской власти – прислужницѣ монополiй и крупнаго бизнеса?

Архитектурный мотив. Никольский рынок. Вид со стороны Щепяного переулка
       Само это мѣсто вполнѣ заслуживаетъ признанiя культурно-достопримѣчательнымъ. Можетъ рекламироваться какъ «послѣднiй уголокъ стараго Петербурга» или типа того. Вспомнился отрывокъ изъ дореволюцiоннаго разсказа «Крюковъ каналъ» нѣкоего С.Михайлова [12]:
       «Пройдите, читатель, по Щепяному переулку со сводчатыми торговыми рядами, по Крюкову каналу, мимо Николы Морского, по Адмиралтейскому каналу и по тѣмъ стариннымъ, живущимъ особой жизнью переулкамъ, освѣщеннымъ еще до сихъ поръ керосиновыми фонарями. (...)
       Съ уходящимъ безвозвратно надо прощаться. Идите, читатель, прощаться съ «Петербургомъ»...
       То-есть здѣсь «прощались съ Петербургомъ» и сто лѣтъ назадъ: передъ нами уникальный закоулокъ, заповѣдникъ мiрового значенiя!...

Никольский рынок. Фрагмент фасада со стороны Щепяного переулка
       Завладѣвшiй зданiемъ инвесторъ, напомню, продвигаетъ идею гостиницы. Какъ пишутъ на форумахъ, «лучше пусть развалится» [13].
Вид со стороны Щепяного переулка в сумерках
       ...Дѣйствительно, этотъ «колизей» мѣстнаго масштаба, благодаря своей подлинности и изначально благороднымъ пропорцiямъ, даже въ руинированномъ состоянiи продолжаетъ радовать глазъ и грѣть душу, тогда какъ новенькiе, сверкающiе стеклами продукты псевдозодчества эпохи стаканизма [14] и стокманнизма [15], увы, вызываютъ у коренныхъ горожанъ лишь омерзѣнiе.

Кирпич
       Вамъ, вѣроятно, извѣстна картина народнаго художника Россiи Евг.Ухналева «Плоть Дерптскаго переулка»... Съ вашего позволенiя, назову эту фотографiю «Плоть Щепяного переулка»!

Перспектива галереи
       Особый интересъ фотографовъ, приходящихъ снимать рынокъ, вызываетъ опоясывающая зданiе галлерея: подъ ея сводами можно найти немало «сочной фактуры».
       Охранники – двое мужчинъ въ формѣ – предупредили меня, что это, однако, опасно для жизни: можетъ произойти обрушенiе. О, святая простота! Ну что такое моя жизнь по сравненiю съ цѣной архитектурнаго памятника?! Впрочемъ, чтобы ребятамъ, въ случаѣ чего, не пришлось отвѣчать за «какого-то идiота», я галлерею тотчасъ покинулъ (картина получилась поплывшей: отъ рѣзкаго движенiя или оттого, что, вода, капавшая откуда-то сверху, попала въ аппаратъ).

Изрисованные двери
       Зато противъ вандаловъ охрана, похоже, безсильна...
       Предвижу улыбки друзей: какiе же это вандалы? Вандалы въ Смольномъ, а тутъ – шалости дѣтскiя... Ну, не знаю...
       Искусствовѣды пойдутъ еще дальше: разскажутъ про палимпсестъ, европейскую культуру граффити, продолженiе традицiй наскальнаго рисунка... Опять-таки не знаю, я не искусствовѣдъ. Мечтаю эти двери отциклевать, починить и покрасить.

Архитектурный мотив
       Ворота со стороны набережной.

Борис Забирохин
       Въ акцiи 24 сентября приняли участiе извѣстные петербургскiе художники.
       Борисъ Забирохинъ, установивъ этюдникъ непосредственно подъ аркадой памятника, постарался передать свое восхищенiе импрессiонистической игрой бликовъ и цвѣтовыхъ пятенъ на арочныхъ сводахъ и пилонахъ, чьи аскетичныя формы исполнены почти «древнерусской» мощи.

Этюдник и вид на Старо-Никольский мост
       Эдуардъ Якушинъ, напротивъ, выбралъ удаленную точку зрѣнiя: облюбовалъ мѣсто на другомъ берегу канала, за Старо-Никольскимъ мостомъ. Отказавшись отъ передачи мелкихъ архитектурныхъ деталей (замковых камней и др.), этотъ художникъ создалъ образъ уютнаго двухэтажнаго домика, желтаго съ красной крышей, вписаннаго въ трепетную атмосферу стараго города. Cлѣва тутъ показана каланча съѣзжаго дома Спасской части, постройка середины XIX вѣка.
       Этюды остальныхъ мастеровъ я не успѣлъ увидѣть, но если вѣрить мнѣнiю жены Э.Якушина, именно его работа вышла самой красивой.

       Что жъ, выставка покажетъ! Предполагается собрать всѣ произведенiя на тему Никольскаго рынка въ одномъ залѣ. Заинтересованные горожане смогутъ тамъ и оцѣнить многообразiе творческихъ рѣшенiй, предложенныхъ авторами, и предметно поговорить о тенденцiяхъ сегодняшняго петербургскаго ИЗО.
       Конечно, обращаетъ на себя вниманiе общiй пассеистическiй характеръ живописныхъ произведенiй, изображающихъ зданiе въ нѣсколько идеализированномъ состоянiи. Однако, самъ выборъ темы убѣдительно свидѣтельствуетъ: мастера кисти, въ лучшихъ традицiяхъ отечественной школы, не бѣгутъ современности, а бьются на ея баррикадахъ! Ихъ неброскiя работы становятся знаменами въ рукахъ передовой интеллигенцiи, сражающейся сегодня какъ съ невѣжествомъ правящей клики, такъ и съ пресловутымъ «сномъ» нашего народа, въ большинствѣ своемъ зацикленномъ на поговоркѣ «все равно вы ничего не сдѣлаете» (квинтэссенцiя комментарiевъ въ блогахъ).

Картина Антонышева
       По ходу акцiи на набережной Крюкова канала былъ вывѣшенъ баннеръ и развернута импровизированная мини-выставка группы «Старый городъ». Прямо подъ открытымъ небомъ можно было увидѣть произведенiя такихъ нашихъ умѣльцевъ какъ, напримѣръ, Янъ Антонышевъ.
       Этотъ художникъ, съ любовью изображая старинные домики, не ограничивается реалистическими рамками, въ результатѣ чего на свѣтъ рождаются собирательныя, сюрреалистическiя композицiи.
       На показанной картинѣ можно замѣтить не то человѣка съ заячьими ушами, не то человѣкообразнаго зайца, ѣдущаго по Щепяному переулку на лыжахъ. Самъ переулокъ представленъ какъ снѣжная гора или бѣлая дорога, ведущая вверхъ, къ небесному храму (надѣленному чертами Троицкаго собора). При внимательномъ разсмотрѣнiи гора, въ свою очередь, оборачивается... гигантской бѣлой кошкой! А на крышѣ Никольскаго рынка вдругъ обнаруживается еще одинъ заяцъ, да какой...
       Адептовъ традицiоннаго реалистическаго искусства подобный художественный языкъ нѣсколько смущаетъ, но онъ вполнѣ понятенъ молодежи, выросшей на галлюциногенной субкультурѣ. Да и, положа руку на сердце, проектъ реконструкцiи Никольскаго рынка [16] – такой кошмаръ, рядом съ которымъ фантазiи Антонышева кажутся невинными сказками! Право, ужъ лучше миѳическiе зайцы, чѣмъ реальный стеклянный колпакъ...

Аля Деконская, Ян Антонышев, Алексей Ковалёв
       Иницiаторъ акцiи въ защиту Никольскаго рынка Аля Деконская [17] знакомится съ легендарными градозащитниками восьмидесятыхъ годовъ.
       Въ центрѣ – Янъ Антонышевъ, идеологъ группы художниковъ "Старый город". Первоначально эта группа звалась "Люди старого города" ("Олд таун пипл"), её основали въ сентябрѣ 1981 года, то есть тридцать лѣтъ назадъ, Антонышевъ и Дм.Егоровскiй. На ребятъ тогда произвела сильное впечатлѣнiе красота полузаброшенныхъ построекъ другого рынка, а именно Апраксина двора [18].
       Справа – Алексѣй Ковалевъ, лидеръ «Группы Спасенiя». Группу онъ основалъ четверть вѣка назадъ, осѣнью 1986 года, совмѣстно съ Таней Лихановой и Сергѣемъ Васильевымъ по прозвищу Вася [19].
Апраксин двор
      Легендарный Апраксинъ дворъ – таинственный кварталъ, сакральный "городъ въ городѣ", "затерянный мiръ" въ центрѣ Ленинграда-Петербурга, – въ двухъ шагахъ отъ оживленной Садовой.
      Ряды облупившихся домиковъ непонятнаго назначенiя и происхожденiя, лабиринтъ проѣздовъ, безлюдье, тишина, остановившееся время...
      Такимъ онъ представалъ своимъ "первооткрывателямъ".
      Фото: окт. 1986
Из окна
      Янъ Антонышевъ. "Изъ окна". 1987.

      Любительское ч/б фото (сдѣлано мной "съ натуры" въ выставочномъ залѣ, см. [20]) не передаетъ должнымъ образомъ авторскiй замыселъ, но, какъ говорится, "въ этомъ даже что-то есть".
      Справа на переднемъ планѣ Янъ нарисовалъ себя ("не потому, что такъ себя люблю, а потому, что себя я лучше знаю").
       Въ отличiе отъ упоминавшагося выше Б.Патерсена, вдохновенно изображавшаго новостройки своего времени, нынѣшнiе петербургскiе художники вотъ уже нѣсколько десятилѣтiй кряду вынуждены изображать архитектурные объекты прошлыхъ эпохъ. Это – лучшая оцѣнка, точнѣе – приговоръ тому, что оффицiально именуется «современной архитектурой». Какъ, кстати, и наше нежеланiе изображать на пейзажныхъ картинахъ современныя транспортныя средства – оцѣнка работы дизайнеровъ автопрома.
       Строительная продукцiя послѣднихъ десятилѣтiй не пробуждаетъ въ народѣ ни патрiотическаго, ни эстетическаго чувства: даже ея «лучшiе», одобренные критиками образцы не вдохновляютъ ни поэта, ни художника, ни защитника отечества. Цѣнность ихъ опредѣляется числомъ кв.метровъ, наличiемъ утилитарныхъ удобствъ и видомъ изъ оконъ (на тотъ же старый городъ). И дѣло тутъ не въ новизнѣ: эти сооруженiя даже по прошествiи времени, когда на ихъ стѣнахъ появятся «живописные» трещины, потеки и прочiе дефекты, которые якобы только и милы эстетамъ, не станутъ привлекательнѣе, поскольку ихъ формы, пропорцiи и размѣры изначально антигуманны.
       Сегодняшнiй строитель – не зодчiй, служащiй своему народу, а наемный солдатъ оккупацiонной власти, стратегическая цѣль которой – уничтоженiе нацiи черезъ уничтоженiе ея культуры.
       Стопроцентная защита остатковъ петербургскаго архитектурнаго наслѣдiя отъ такъ называемыхъ «реновацiй» и «комплексныхъ реконструкцiй со сносомъ», призванныхъ покончить съ нашей культурой, – вынужденная, но единственно возможная въ текущихъ условiяхъ тактика нацiональнаго выживанiя.

Аля Деконская, Ян Антонышев, Алексей Ковалёв
       Отвѣчая на вопросъ о перспективахъ нашего дѣла, А.Ковалевъ, опытнѣйшiй депутатъ Законодательнаго собранiя, указалъ, что многое будетъ зависѣть отъ исхода декабрьскихъ выборовъ. Если ЕР и ея вѣчный союзникъ ЛДПР наберутъ вмѣстѣ порядка 50% – дѣло плохо, тѣмъ болѣе, что въ станъ побѣдителей, какъ обычно, перебѣжитъ часть депутатовъ, избравшихся подъ другими брэндами. Голосовать Алексѣй рекомендовалъ за "Яблоко". «Ну, или за насъ,– добавилъ онъ слегка смущенно,– особенно если будетъ видно, что "Яблоко" не проходитъ». Если побѣдитъ СР и пройдетъ барьеръ "Яблоко", можно будетъ привлечь коммунистовъ (обычно своей позицiи не имѣющихъ) и, составивъ такимъ образомъ большинство, эффективно противостоять напору силъ крупнаго бизнеса.
       Сработать, однако, можетъ и такой факторъ, какъ позицiя людей, обладающихъ извѣстностью. Массовый сборъ подписей въ защиту Никольскаго рынка, по мнѣнiю Алексѣя Ковалева, нецѣлесообразенъ, вѣдь сегодня подпись одного Сокурова (недавно удостоеннаго награды престижнаго кинофестиваля) въ воспрiятiи чиновниковъ вѣситъ завѣдомо больше, чѣмъ пачка подписныхъ листовъ отъ простыхъ гражданъ.

       
На дальнемъ планѣ просматривается д.23 по набережной Крюкова канала. Видна меморiальная доска въ память А.В.Суворова, непобѣдимаго полководца. Кстати, если вѣритъ газетамъ, А.Ковалевъ когда-то работалъ въ Музеѣ Суворова экскурсоводомъ [21].

Никольский рынок
       Вечеромъ на каналѣ.
       Зданiя, какъ правило, живутъ дольше людей, отчего ихъ судьбы и интересуютъ насъ столь сильно. При этомъ, однако, у нихъ случаются проблемы, сходныя съ человѣческими: такiя, какъ «утрата себя», потеря предназначенiя. Обычно это бываетъ при смѣнѣ внѣшнихъ обстоятельствъ жизни, ея уклада. Уволили со старой работы, разлучили съ близкими – и вотъ мы уже не знаемъ, зачѣмъ живемъ: такъ, крутимся, перебиваемся... Было рынкомъ – стало непонятно кѣмъ...
       Какъ это напоминаетъ ситуацiю съ «Уткиной дачей» [22]: знатное происхожденiе плюсъ отсутствiе достойной роли въ современной городской исторiи. И, къ слову, то же родство съ горемычной «Металлопосудой» (возлѣ Уткиной дачи находится заброшенное много лѣтъ назадъ «Производство №2» [23]).
       Замѣчательно, что видные петербургскiе патрiоты, извѣстнѣйшiе люди города, сегодня такъ дружно и рѣшительно выступаютъ за спасенiе этихъ старинныхъ построекъ.


=== К о н е ц ъ ===



Источники свѣдѣнiй и дополненiя
  1. "От здания Никольского рынка на Садовой улице останется 60%".
  2. Письмо дѣятелей культуры въ защиту Никольскаго рынка.
  3. Радiопередача "730 шаговъ". Ведущiй: Костицина Наталья. Гости выпуска: Ероѳѣевъ Алексѣй, Деконская Аля.
  4. Бенжаменъ Патерсенъ (1750—1815). Садовая улица у Никольскаго собора и рынка. 1800 г. Бумага, тушь, перо и акварель. 61,6 х 96,6. Государственный Эрмитажъ. Изображенiе, полученное сканированiемъ открытки 1984 года, я скачалъ по ссылкѣ, приведенной здѣсь, и затѣмъ нѣсколько отредактировалъ яркость и балансъ цвѣтовъ по своему вкусу, то есть цвѣтовые параметры, въ конечномъ счетѣ, могутъ не вполнѣ соотвѣтствовать подлиннику. Лучше было бъ найти данную вещь на сайтѣ Эрмитажа, но пока это не удалось.
  5. Архитектура Петербурга–Ленинграда в памятниках изобразительного искусства и архитектурных чертежах. Путеводитель по выставке. Государственный Эрмитаж. М.: Искусство, 1954.
  6. Согласно книгѣ П.Я.Канна «Прогулки по Петербургу» (1994), «Металлопосуда» размѣщалась здѣсь съ 1930-хъ годовъ. Это была не единственная организацiя въ столь большомъ зданiи, но самая извѣстная.
  7. Слѣва – бывш. торгово-складское зданiе Семенова, 1906–1907, гр. инж. М.Ю.Капелинскiй [Б.М.Кириков. Архитектура петербургского модерна]. При желанiи картинку можно увеличить во весь экранъ.
  8. "Время расцвета и созидания Санкт-Петербурга" – пропагандистскiй слоганъ эпохи Матвiенко, см. фото. Если будете смотрѣть, обратите вниманiе на провокацiонный выборъ фона (признанная «градостроительная ошибка») и шрифта (онъ ассоцiируется съ допетербургскимъ перiодомъ русской исторiи).
  9. "Альтернатива модернизму" – названiе статьи архитектора-классициста А.Гликина.
  10. Имѣется въ виду разница физическихъ ощущенiй, вѣрно отмѣченная пользователемъ ar_chitect въ одномъ изъ его комментарiевъ: "Я был и в модернистских зданиях, и в соплеобразных захоидах бывал, и в классических зданиях тоже был. Ощущения разные. Очень. Хочется жить (работать, отдыхать и т.п.) в классических. И это не уникальные ощущения, не только мои."
  11. Памятники архитектуры Ленинграда. Ленинградское отделение Стройиздата, 3-е изд., 1972. Остальныхъ изданiй этой книги у меня нѣтъ подъ рукой, но та же фотографiя Никольскаго рынка включена, напримѣръ, въ "Архитектурный путеводитель по Ленинграду" 1971 г. (скромнѣе качество), а въ путеводителѣ 1986 года есть рисунокъ, съ нея же сдѣланный. Какой успѣхъ! Сфотографировано на вѣка!
  12. Цитируется – въ обратномъ переводѣ съ луначаровки – по сборнику "Стереоскоп. Антология петербургской фантастики", СПбФК, 1992, составители котораго Е.Бѣлодубровскiй и Д.Равинскiй ссылаются, въ свою очередь, на журналъ "Вершины" 1914 года. Фото фрагмента страницы см.
  13. «Лучше, пусть развалится?» – см. обсужденiе матерiала "Художники встали на защиту Никольского рынка" на сайтѣ www.mr7.ru)
  14. Если слово не совсѣмъ понятно, рекомендую извѣстнѣйшiй иллюстрированный трактатъ на эту тему: "Стаканизм. Новый прогрессивный архитектурный стиль"
  15. Нѣтъ стокманнизму!
  16. См., напримѣръ, здѣсь.
  17. Ея разсказъ объ акцiи 24 сентября: "Экскурсия и осенний пленэр у Никольского рынка"
  18. Информацiя почерпнута изъ статьи Сюзанны Браммерло о «Старомъ Городѣ», см. журналъ "Новый мир искусства", 3(14), 2000 г. Сюзанна – мѣстная жительница нѣмецкаго происхожденiя, чье жизненное кредо выражается словами А.Н.Бенуа (кстати, тоже жившаго на Никольской) "Petersburg über Alles". Участвовала въ акцiи 24 сентября.
  19. С.Васильевъ упоминался въ моей майской замѣткѣ про трамвай. Участвовалъ въ акцiи 24 сентября.
  20. Выставка "Ян Антонышев. Графика". Ул. Софьи Перовской, д.3, ДК Профтехобразованiя, 3-й этажъ, 25 работъ, октябрь 1987.
  21. См. "Советская культура", 10 сент. 1987, с.6.
  22. См., напр., «Трагедiя Уткиной дачи».
  23. Производство №2 – Уткинъ пр.,2; на фотографiи – ворота, видна старая вывѣска. Адресъ производства №1, если это интересно, – Новгородская ул., 14.
Tags: Антонышев, Классицизм, Мiръ искусства, Наш город
Subscribe

  • Вы-се-лять!!!

    Что дѣлать съ заполонившими нашъ городъ мигрантами? Простой, понятный и справедливый отвѣтъ на этотъ вопросъ проскандировали участники…

  • У параднаго подъѣзда

    Нижеслѣдующiя фотографiи я предполагалъ выложить безъ подписей, продолживъ такимъ образомъ игру «угадай мѣсто». Но поскольку даже предыдущее…

  • Дождливое воскресенье. Ч.1

    День 30 сентября выдался дождливымъ и во всѣхъ смыслахъ неяркимъ. Однако, мнѣ довелось побывать и на Марсовомъ полѣ (фото справа;…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments