Олег Герасимов (olgrs) wrote,
Олег Герасимов
olgrs

Въ старомъ паркѣ

       Что такое паркъ, въ петербургскомъ смыслѣ слова? Деревья, кустарники, дорожки. Скамейки. Ну и, пожалуй, опредѣленныя правила поведенiя. Подумавъ съ минуту, добавимъ въ списокъ парковыхъ атрибутовъ урны, туалеты, бесѣдки, эстраду, фонтанчики, клумбы, цвѣточныя вазы, декоративную скульптуру, кормушки для птицъ и бѣлокъ.
       А как быть съ крышками люковъ? Влiяетъ ли стиль ихъ оформленiя на настроенiе гуляющихъ?
       Мое мнѣнiе – да, влiяетъ. Тому примѣромъ служила крышка люка, украшавшая одну изъ аллей парка Политехническаго университета. Она была настоящей достопримѣчательностью.


       Пережила, какъ говорится, разруху и блокаду, застой и перестройку. И деревья вокругъ новыя выросли, и люди помѣнялись, не говоря уже о правилахъ орѳографiи... Въ общемъ, памятникъ исторiи и культуры: пробуждаетъ интересъ къ дѣламъ давно минувшихъ дней. Помогаетъ на время отрѣшиться отъ современной суеты – чему старый паркъ, собственно, и призванъ служить. Фотографiя 2008 года.
       Прошлой осѣнью отыскалъ я ту самую аллею...

       
       Какъ вы уже догадались, антикварную крышку съ надписью «М.А.Чуксановъ СПБ В.О. Бол.пр. 61» я на мѣстѣ не обнаружилъ. Она исчезла. Проще пережить всѣ войны, чѣмъ то, что сейчасъ: въ отношенiи нацiональнаго наслѣдiя это фактъ признанный.
       Но я не о политикѣ. Я даже не знаю, куда крышка дѣлась – возможно, она отнесена въ музей. Возможно, просто пропала. Или окончательно сломалась. Независимо отъ причины происшедшаго, пропажу надо замѣнить либо копiей, либо другимъ литейнымъ произведенiемъ, близкимъ по стилю и не уступающимъ по качеству! По закону прогресса все новое должно быть лучше стараго. Добротнѣе, удобнѣе, красивѣе. Или, какъ минимумъ, не хуже.


       Новая крышка, которую мы видимъ на фото 2012 года, оформлена въ стилѣ «дадаизма» – подражанiя дѣтскимъ каракулямъ и рисункамъ умалишенныхъ. По художественнымъ свойствамъ она не просто чужда контексту – она разрушаетъ его. Позоритъ наше поколѣнiе. Чему мы научились за 100 лѣтъ, на какой уровень мастерства вышли?


Политехническiй институтъ въ Петербургѣ.
Горельефъ у входа въ Главное зданiе.
       На мой взглядъ, ВЫСШЕМУ учебному заведенiю долженъ соотвѣтствовать какъ высшiй уровень архитектуры зданiй, такъ и высшiй художественный уровень оформленiя прилегающаго парка. Къ работамъ въ немъ должны допускаться только добросовѣстные люди, мастера традицiоннаго искусства.
       Плодъ самовыраженiя сварщика-авангардиста въ историческомъ паркѣ неумѣстенъ! Для «творческихъ экспериментовъ» разныхъ генiевъ-самоучекъ существуютъ выставочные залы, артъ-мастерскiя, музеи современнаго искусства и тому подобныя закрытыя пространства – кому интересно, найдетъ.

       Не хотѣлось бы заострять техническiй моментъ – то, что новая крышка плохо подходитъ. Да, это показатель квалификацiи, но это не умышленный бракъ, и рабочiй, допустившiй его, конечно, самъ былъ огорченъ. Въ слѣдующiй разъ онъ, безъ сомнѣнiя, вырѣжетъ кругъ болѣе точно. А вотъ авторъ дизайна и тотъ, кто его утвердилъ (если это разныя лица), вредили сознательно. Представляю, какъ они вдохновятся, увидѣвъ свое произведенiе въ Интернетѣ – всѣмъ знакомымъ ссылки разошлютъ. Скандалъ удался! Надругались надъ традицiями – и прославились! Задали перцу петербургскимъ консерваторамъ. Теперь – впередъ, на Парижъ...

       Собственно, это конецъ разсказа. Ниже слѣдуетъ весьма обширное приложенiе, адресованное тѣмъ читателямъ, кто живетъ далеко и пока недостаточно знакомъ съ паркомъ Политехническаго института (нынѣ университета).

       Чтобы у вас сложилось начальное представленiе, я попытаюсь кратко охарактеризовать нѣкоторыя другiя «малыя достопримѣчательности», расположенныя поблизости отъ указаннаго люка. Въ основномъ рѣчь пойдетъ о территорiи между Первымъ Профессорскимъ корпусомъ и каѳедрой Гидравлики, то есть о юго-западной части парка. Отдѣльныя иллюстрацiи будутъ относиться къ смѣжному съ паркомъ району спорткомплекса «Политехникъ». Это не путеводитель и не «полный каталогъ», но какъ-бы ознакомительный буклетъ, приглашающiй тѣхъ, кто въ указанныхъ мѣстахъ не бывалъ, побывать ближайшей же весной, едва только сойдетъ снѣгъ.


       Юго-западный входъ въ паркъ. Недавно (въ ноябрѣ 2012) у калитки появилась вотъ такая «страшная» табличка, она же цѣнникъ. Собачники, впрочемъ, лишь посмѣиваются.
       Въ прошломъ тысячелѣтiи (а именно въ 1990-хъ), помню, предпринималась попытка навести въ этомъ паркѣ порядокъ – по аллеямъ стали разъѣзжать конные казаки съ нагайками, весьма грознаго вида. Къ сожалѣнiю, здоровое начинанiе быстро заглохло. А вѣдь плеть, согласитесь, болѣе демократичная мѣра наказанiя, чѣмъ штрафъ, поскольку одинаково разитъ нарушителей разнаго достатка! Штрафы вообще аморальны.

       Запомните эти ворота какъ орiентиръ. Въ радиусѣ 50–100 саженей отъ этихъ воротъ (не далѣе) и слѣдуетъ искать тѣ объекты, на которые я предлагаю обратить вниманiе.


       Возможно, васъ заинтересуетъ стильный маленькiй люкъ (геодезическiй центръ) съ надписью «Полигонометрия города». Затерянъ въ травѣ, поэтому менѣе прочихъ извѣстенъ. Находится недалеко отъ воротъ, съ внѣшней стороны ограды. Фото 2009 г.


       Если вы пойдете отъ станцiи «Площадь Мужества» черезъ территорiю спорткомплекса, при подходѣ къ юго-западнымъ воротамъ парка ваше вниманiе привлечетъ люкъ, на крышкѣ котораго различима надпись «ОГМ ЛПИ». Люкъ сильно выступаетъ надъ уровнемъ земли, то есть мимо не пройдете.

       Поскольку ЛПИ расшифровывается какъ Ленинградскiй Политехническiй институтъ, а ОГМ – отдѣлъ главнаго механика, можно сдѣлать выводъ о существованiи поблизости литейнаго цеха. И тамъ можно отлить крышку люка.
       Будемъ надѣяться, что университетъ (это вѣдь серьезнѣе, чѣмъ институтъ) учтетъ критику и возстановитъ утраты.

       Въ университетскомъ городкѣ по сей день сохранились освѣтительныя опоры въ стилѣ совѣтскаго ампира (нѣсколько десятковъ, навѣрное). Проѣзды и аллеи, вдоль которыхъ онѣ разставлены, имѣютъ, благодаря такому оформленiю, видъ торжественно-парадный. Дневная декоративная функцiя этихъ опоръ, слѣдовательно, не менѣе важна, чѣмъ функцiя вечерняя.

       Подобныя конструкцiи производились и устанавливались массово – вы навѣрняка видѣли ихъ на фотографiяхъ стараго Ленинграда. Из-за своего количества онѣ тогда казались заурядными, какъ все типовое. Сейчасъ мы вынуждены пересмотрѣть оцѣнки. Если прiѣдете, обязательно фотографируйте: состоянiе этихъ объектовъ стремительно ухудшается. Многiе покосились, что вызываетъ тревогу за ихъ будущее.

       Имѣйте въ виду, что «сталинскими» являются лишь нижнiя части, навершiя же и свѣтильники давно замѣнены на менѣе претенцiозные, «безлико-современные». Картинка справа изображаетъ одинъ такой «памятникъ двухъ царствованiй». Низъ подлинный, а верхъ Богъ знаетъ какой. Свѣтитъ, однако, ярко. Фотографiя 2010 года.

       Достоинства показанной выше конструкцiи становятся очевиднѣе при сравненiи ея съ аналогами, на территорiи Университета присутствующими, но художественныхъ свойствъ вообще не имѣющими. На фото слѣва примѣръ такого рода: столбъ не украшаетъ проѣздъ, не гармонируетъ съ природою. Лишь портитъ видъ цвѣтущаго дерева.

       "Проектировщик должен всегда помнить, что он не только решает обычные технические и экономические задачи, но и обеспечивает своей работой условия для производительного труда и культурного отдыха советского человека",– отмѣчалъ Г.М.Кноррингъ въ своей книгѣ "Проектирование осветительных установок" (1958). Этимъ же спецiалистомъ впослѣдствiи подчеркивалось, что освѣтительная установка, являющаяся неотъемлемой частью художественнаго оформленiя улицы, "должна отвечать повышенным эстетическим требованиям" (18-й томъ БСЭ, 1974). Слово «повышеннымъ», на мой взглядъ, здѣсь ключевое. Какъ и слова «долженъ», «должна». Причемъ «всегда».

       Дѣйствительно, по двумъ картинкамъ вы увидѣли, какъ въ зависимости отъ оформленiя аллеи то «оживаетъ» мрачная осѣнняя ночь, то вдругъ меркнетъ ясный весеннiй день...

       Извиняюсь за отклоненiе отъ маршрута: послѣдняя фотографiя относится къ центральной части городка, мы же сегодня говоримъ о юго-западной. Давайте вернемся въ районъ спорткомплекса.


       Трагическую судьбу нашего нацiональнаго достоянiя иллюстрируютъ эти фотоснимки, 2010 и 2012 годовъ соотвѣтственно. Пропаганда твердитъ о прогрессѣ, но налицо регрессъ, деградацiя. Въ частности, возстановленiе овальной 3D-дверцы, прикрывавшей внутренности типового столба середины прошлаго вѣка, современнымъ технологiямъ не подъ силу. Мы можемъ, въ лучшемъ случаѣ, выкроить заплатку изъ жести и прикрутить ее къ столбу монтажной лентой. А если эта заплатка смѣстится, образовавъ щель, какъ въ показанномъ примѣрѣ, поправить ее мы уже точно не сможемъ (фотографiи сдѣланы съ интерваломъ 2,5 года)! Разве что покрасимъ все это безобразiе въ единый цвѣтъ.
       При сравненiи снимковъ обратите также вниманiе на утрату декоративныхъ элементовъ (отвалилось украшенiе въ видѣ пальметты, а потомъ другое, въ формѣ цвѣтка).


       Справа – примѣръ падающаго столба (находится у Перваго Профессорскаго корпуса). Держись, товарищъ!
       На лѣвомъ снимкѣ видна та самая трехмѣрная дверца, которую надо бы скопировать для починки другихъ столбовъ. «Пальмовые листья» и отсюда пропали, но кое-гдѣ они еще есть, поэтому снять копiи вполнѣ реально.


       Ворота парка и зданiе спорткомплекса «Политехникъ» связаны между собой сразу двумя параллельными аллеями – такое планировочное рѣшенiе было призвано, вѣроятно, скомпенсировать градостроительную ошибку. Выглядитъ довольно неубѣдительно. Первая аллея, логично продолжая ось арочныхъ проѣздовъ спорткомплекса, хоть и ведетъ къ парку, зрительно направлена «мимо воротъ», въ случайную точку ограды. Вторая аллея, наоборотъ, имѣетъ привязку къ парковымъ воротамъ и къ оси Главнаго зданiя университета, однако также нацѣлена непонятно куда, на случайныя окна одного изъ спортзаловъ (см. фото).
       Немного утѣшаетъ то обстоятельство, что въ окнахъ этихъ сохранены деревянныя заполненiя! Послѣднiя рекомендуется сфотографировать – съ противоположной, южной стороны зданiя рамы, къ сожалѣнiю, уже замѣнены на евросуррогаты, и, если медвѣжья «модернизацiя» продолжится, ваши снимки могутъ оказаться историческими.


       Видъ на спорткомплексъ «Политехникъ» съ сѣвера.
       Предѣльная обѣдненность архитектуры при сохраненiи абриса традицiонной, безъ модернистскихъ вывертовъ, стоечно-балочной системы позволяетъ трактовать этотъ фасадъ какъ произведенiе «вырожденнаго классицизма» (оттѣненные проемами свѣтлые простѣнки-пилоны имѣютъ своимъ предкомъ античную колоннаду).
       Ремонтируя подобныя постройки, нужно стараться корректировать ихъ обликъ въ лучшую сторону, подчеркивать ихъ «благородныя», «олимпiйскiя» черты, и не допускать хаотичнаго введенiя новыхъ члененiй. Напримѣръ, современный кабель-каналъ имѣетъ смыслъ крѣпить на такой высотѣ, на которой онъ имитировалъ бы границу между архитравомъ и фризомъ, а не гдѣ попало. Не слѣдуетъ, на мой взглядъ, мѣнять темные оконные переплеты на контрастные бѣлоснѣжные, дабы не раздробить фасадъ (дробность ассоцiируется съ «мѣщанскимъ вкусомъ») и не ослабить эффектный ритмъ крупныхъ вертикалей.


       Первый Профессорскiй корпусъ – отдѣльная тема, которую мы сейчасъ не будемъ поднимать за ея необъятностью. Въ журналѣ «Sous le drapeau du passéisme» зданiе однажды упоминалось, но, по-моему, о немъ можно писать безконечно, и не только прозою. Нужно издавать посвященныя ему книги воспоминанiй, выпускать сборники стиховъ, печатать художественные альбомы и наборы открытокъ, проводить тематическiе вечера...
       Главнымъ героемъ приводимой фотографiи является, однако, не зданiе, а деревянный столбъ! Мнѣ хотѣлось показать, какъ его теплая натуральная фактура гармонируетъ съ архитектурнымъ фономъ.


       Фрагментъ южнаго фасада вблизи. Свѣсъ крыши. Деревянныя конструкцiи. Фото 2011 г.

Калитка.
       Черезъ эту «калитку» въ старой оградѣ раньше можно было выйти отъ 1-го Профессорскаго корпуса на Политехническую улицу. Сейчасъ она заварена. Молодежь продолжаетъ, впрочемъ, здѣсь ходить, просачиваясь между прутьевъ. Фото 2009 г.
       Болѣе высокая ограда на второмъ планѣ появилась въ серединѣ «нулевыхъ» – эстетичныя объекты создаются и въ наше время! Когда она строилась, студенты подшучивали: «Вотъ куда уходитъ наша стипендiя!» Среди преподавателей, соотвѣтственно, бытовала шутка «вотъ куда уходитъ наша зарплата». Къ счастью, руководство вуза не поддалось лѣвымъ настроенiямъ – и теперь вотъ всѣ восторгаются. Особенно солидна та рѣшетка, что относится къ парку и Главному зданiю (на снимкѣ она идетъ отъ угла вправо). Часть, относящаяся къ спорткомплексу (на снимкѣ идетъ отъ угла влѣво),– упрощенный варiантъ. Разницу вы сможете оцѣнить при натурномъ осмотрѣ.
       Монументальное зданiе на другой сторонѣ Политехнической улицы относится къ НИИ телевидѣнiя.


       Еще одно посвященiе Янусу (богу входовъ и выходовъ), съ вашего позволенiя... Видъ на то же мѣсто подъ другимъ угломъ, по состоянiю на ноябрь 2010.


       Когда будете осматривать 1-й Профессорскiй, обратите вниманiе на фонарь, стоящiй передъ восточнымъ фасадомъ, и на второй такой же – передъ сѣвернымъ. Постарайтесь ихъ зарисовать или сфотографировать. Это уже знакомыя намъ типовыя совѣтскiя конструкцiи, однако данные экземпляры, въ отличiе отъ своихъ собратьевъ, сохранены «въ полный ростъ», то есть съ оригинальными фигурными верхушками. Вѣроятно, по иницiативѣ обитателей дома. Молодцы, профессора! Фото 2013 г.

       Конечно, въ идеалѣ, въ нѣкоемъ прекрасномъ будущемъ, когда художественная наша культура вновь повысится, намъ предстоитъ выработать такой дизайнъ освѣтительныхъ установокъ, который еще точнѣе подойдетъ къ стилю зданiя. При этомъ не исключено даже возвращенiе къ первоначальному, историческому варiанту.


       Одна изъ старыхъ, еще дореволюцiонныхъ фонарныхъ опоръ. Примѣръ удачнаго включенiя инженернаго объекта въ природу. Интересно, что вписывается въ пейзажъ не только верхушка, стилизованная подъ растенiе, но и собственно опора: ея ажурныя линiи оказываются созвучны переплетенiю стволовъ и вѣтвей.
       Къ сожалѣнiю, показанная конструкцiя безслѣдно исчезла въ 2008 году. Практическихъ задачъ она къ тому времени не рѣшала, давно «вышла на пенсiю». Стояла безъ пользы въ заросляхъ. Могла, разумѣется, интересовать районныхъ краевѣдовъ, поскольку косвенно свидѣтельствовала о томъ, что раньше подъ нею находилось что-то, требовавшее освѣщенiя. Такiя же стильныя опоры можно найти на противоположной окраинѣ парка, а именно у Гидрокорпуса (тамъ сохранились только фермы, безъ верхушекъ). Хорошее наглядное пособiе для студентовъ!


       Первый Профессорскiй корпусъ. Восточный фасадъ. Фото 2008 г.


       Высшая точка юго-западной части парка – небольшой пригорокъ, отъ силы въ сажень высотою. Вблизи вершины установлена скамейка, весьма популярная у молодежи (ея «портретъ» см. также въ самомъ началѣ, въ заставкѣ). Съ пригорка въ разныя стороны сбѣгаютъ живописныя дорожки, каждая со своимъ характеромъ. Между стволами деревьевъ проглядываютъ архитектурныя достопримѣчательности. Фото 2008 г.


       Каѳедра Гидравлики занимаетъ южную часть протяженнаго корпуса, надъ сѣверной оконечностью котораго поднимается всѣмъ извѣстная водонапорная башня – памятникъ архитектуры начала XX вѣка (капитально отреставрирована въ началѣ XXI). Башня входитъ въ центральный ансамбль зданiй Политехническаго института на правахъ высотной доминанты и забираетъ на себя львиную долю вниманiя туристовъ и фотографовъ. Тогда какъ скромная южная оконечность корпуса погружена въ романтическiя дебри парка, гдѣ играетъ роль самостоятельнаго архитектурнаго объекта. Вѣроятно, она пристроена позже.
       Исходя изъ этихъ соображенiй, архитектурный образъ каѳедральнаго зданiя правомѣрно будетъ оцѣнить не въ связи съ башней и иными сооруженiями городка, а скорѣе въ связи съ окружающей природой, съ парковымъ ландшафтомъ, обступающимъ каѳедральную постройку съ трехъ сторонъ.
       Направляясь на каѳедру Гидравлики, вы словно отлучаетесь отъ суеты «города и мiра». Уютный лѣсной chalet, обитель отшельника, тихiй райскiй уголокъ – примѣрно такiя ассоцiацiи рождаетъ зданiе, спрятанное въ чащѣ...

       Фотографiи 2013 (вверху), 2008 (справа) и 2009 (внизу) годовъ.


       Нацiонально-романтическiй характеръ постройки подчеркивала печная труба: она «по-дикому» нарушала симметрiю фасада. Однако, сiя «неправильность» могла интерпретироваться и какъ дань суровому сѣверному климату, и какъ наложенная на каноническое зодчество «печать нацiональности, въ которой просвѣчиваетъ общественный бытъ народа»*, то есть, въ конечномъ счетѣ, какъ органическая черта памятника опредѣленной мѣстности, страны и эпохи. Исправлять подобныя «отклоненiя отъ нормы» если и допустимо, то лишь послѣ широкаго обсужденiя, вплоть до референдума, дабы «нормализацiя» не обернулась обезличиванiемъ.


       * Рѣчь объ основанiи красоты въ архитектурѣ, говоренная ученикомъ перваго класса Николаемъ Дмитрiевымъ на актѣ Московскаго дворцоваго архитектурнаго училища сентября 19 дня 1840 года, см. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России.—М.: Искусство, 1986, сс.136 и 312.


       Едва ли можно установить, когда надъ этой трубой въ послѣднiй разъ курился дымокъ. Снесли же ее зимой 2010–2011 годовъ. Думаю, ее сочли помѣхой кровельнымъ работамъ, но, поскольку подобная проблема возникала и прежде, рѣшающимъ факторомъ оказались не соображенiя удобства, а новая обстановка въ странѣ, и въ частности политика петербургской администрацiи, покровительствующей врагамъ старины. Въ ту же зиму, напомню, сносу подверглось зданiе на Невскомъ, 68. Видя безнаказанность разрушителей куда болѣе цѣнныхъ городскихъ объектовъ, ликвидаторъ малоизвѣстной печной трубы могъ махать кувалдой открыто, не страшась правосудiя.
       Поэтому, когда будете осматривать съ разныхъ сторонъ постройку, обязательно фотографируйте все, заслуживающее вниманiя. Все уникальное и самобытное. Оно можетъ исчезнуть.


       Восточный фасадъ. Игра свѣта и тѣни. Современное фото.


       Западный и южный фасады, 2010 г. Одинъ изъ послѣднихъ кадровъ, гдѣ печная труба еще присутствуетъ.

       Къ югу отъ каѳедры Гидравлики вниманiе гуляющихъ привлекаетъ торчащiй изъ земли ржавый рельсъ съ надписью «1926.VI.НАДЕЖД.ЗАВ.Н.К.»*.

       Очень хотѣлось бы узнать мнѣнiе краевѣдовъ объ этомъ объектѣ, услышать разсказъ объ обстоятельствахъ его появленiя. Возможно, онъ хранитъ какую-то тайну. А можетъ, онъ вовсе не интересенъ, появился по недосмотру и вообще долженъ быть убранъ изъ парка. Замѣненъ, напримѣръ, статуей Меркурiя...

       Не исключаю, однако, что черезъ пару вѣковъ, послѣ разрушенiя, разворовыванiя и продажи на Западъ всего болѣе цѣннаго, сей рельсъ окажется старѣйшимъ памятникомъ Петербурга, и потомки нынѣшнихъ градозащитниковъ будутъ насмерть биться за эту старорежимную диковину. Противостоять имъ будутъ адепты модернизацiи – преемники нынѣшнихъ авангардистовъ и медвѣпутовъ! Предлагаю не лишать потомковъ радости сраженiя и рельсъ пока не выкорчевывать.

       * Надеждинскъ (по-нынѣшнему Сѣровъ) – городъ на Уралѣ. Надеждинскiй заводъ (теперь ОАО «Металлургический завод им. А.К.Серова») основанъ въ концѣ XIX вѣка. Прокатывалъ рельсы еще для Транссибирской магистрали; продолжалъ ихъ выпускать до начала 1930-хъ... Вѣроятно, вы прежде ничего этого не знали. Поблагодарите нашъ «памятникъ» за расширенiе кругозора! Фото 2009 года.


       Разъ ужъ мы затронули тему спонтанныхъ достопримѣчательностей, обратимъ вниманiе на еще два ржавыхъ рельса, торчащихъ изъ земли поблизости (саженяхъ въ 15 къ югу отъ перваго). Выглядятъ живописно, особенно въ маѣ, когда все вокругъ цвѣтетъ. Но надписей на нихъ нѣтъ (либо онѣ стерлись и не читаются).


       Люковая крышка «отъ Зигеля». Подходящая фамилiя! Дѣйствительно, вѣдь чугунными крышками люки какъ бы «запечатываются» (das Siegel означаетъ печать)!
       Дизайнъ же простоватъ, по нашимъ русскимъ мѣркамъ. Очевидно, авторъ руководствовался чисто практическимъ соображенiемъ: на люкѣ не должны поскальзываться прохожiе. И «тупо» разлиновалъ поверхность на клѣточки. Не предполагалъ онъ попаданiя своей продукцiи въ пейзажный паркъ! Тѣмъ болѣе не могъ онъ предвидѣть наступленiя эпохи эстетическаго голода, когда одичавшiе петербуржцы, не умѣя произвести ничего лучшаго, станутъ поѣдать глазами подобныя вещи... Фото 2008 г.


       Продукцiя Чуксанова. Вотъ это по-нашему – СПБ über Alles! Фото 2008 г.


       Одна из мѣстныхъ бѣлокъ.


       Еще одинъ чуксановскiй люкъ, чуть хуже сохранившiйся. Августъ 2010 г. Ниже показанъ его же фрагментъ, только тамъ уже осѣнь.


       Итакъ, мы видимъ, сколь важную роль въ формированiи образа данной мѣстности играютъ металлическiе объекты утилитарнаго назначенiя, выполненные, по преимуществу, въ традицiонной эстетикѣ и деликатно вписанные въ парковый ландшафтъ (иные практически затеряны въ немъ). Не разрушая гармонiю природы, они вносятъ въ нее особую «желѣзную» ноту – намекаютъ на техническiй профиль близлежащаго учебнаго заведенiя. Кроме того, добавляютъ этому заведенiю респектабельности. Ибо зримо напоминаютъ о времени его основанiя – объ эпохѣ, въ которую даже прикладныя вещи, предназначенныя для городской окраины, дѣлались въ полную силу возможностей нацiи.

       Прискорбно, что этотъ своеобразный и стилистически цѣльный уголокъ стариннаго парка, исправно служившiй многимъ поколѣнiямъ студентовъ, преподавателей и просто горожанъ, теряетъ свое лицо. Что въ него оказался допущенъ лѣвакъ-авангардистъ – равнодушный къ нашей природѣ, къ нашему наслѣдiю и къ мѣстнымъ народнымъ традицiямъ воспитанникъ интернацiональной субкультуры.
       Ждемъ, однако, отвѣтнаго хода правыхъ!


- – — К о н е ц ъ — – -

Tags: Паркъ, Политехническiй, Правобережье
Subscribe

  • Вы-се-лять!!!

    Что дѣлать съ заполонившими нашъ городъ мигрантами? Простой, понятный и справедливый отвѣтъ на этотъ вопросъ проскандировали участники…

  • Лѣтопись эпохи перемѣнъ

    Въ прошломъ году подверглось ремонту двухэтажное зданiе на Гражданскомъ проспектѣ, 12. Стало ли оно уютнѣе, удобнѣе? Этотъ вопросъ слѣдуетъ…

  • Въ защиту Удѣльнаго парка

    У дѣльный паркъ – «горячая точка» на картѣ современнаго Петербурга. 11 февраля состоялся митингъ протеста противъ массовой вырубки деревьевъ,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments